Закажите продвижение сайта в компании seo-prodvizheniye.ru.  |  Смотри онлайн тв на Кувалда.ТВ!

CP1251; MAC; КОИ-8; ALT866; ISO; TRANSLIT ;

Компьютерная обучающая программа

"Основы ультразвуковой дефектоскопии рельсов"

 

Назначение программы ;

Содержание программы ;

Инструкция по работе с программой ;

Сведения об авторах программы ;

Условия поставки рабочей версии программы ;

Демонстрационная версия программы ;

 

НАЗНАЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Одним из ультразвуковых вагонов-дефектоскопов МПС в течение 1991-го года было обнаружено 11 дефектов. В следующем 1992-м году этим же вагоном было выявлено уже 240 остродефектных рельсов , подтвержденных натурным осмотром!

Что же позволило повысить эффективность вагона-дефектоскопа более, чем в 20 раз!? Может быть, установили новое дефектоскопическое оборудование? Внедрили компьютерную обработку? НЕТ! За это время оборудование еще больше технически устарело, появились проблемы с бумажной лентой для регистрации сигналов.

Причиной столь значительного успеха явилось то, что в штат вагона были приняты два специалиста из НИИ, знающих тонкости УЗ дефектоскопии и владеющих методикой расшифровки сигналов скоростного контроля. Они научили всех работников вагона правильно "читать" дефектограммы.

Этот пример показывает, как без каких-либо капитальных вложений, только за счет повышения квалификации специалистов , обслуживающих технику, можно получить быстрый и заметный эффект .

Предлагаемая Вам компьютерная обучающая программа, по замыслу авторов, является первым томом "Энциклопедии рельсовой дефектоскопии" и предназначена для повышения квалификации линейных работников дистанции пути, непосредственно обслуживающих разнообразную дефектоскопическую технику (съемные двухниточные тележки, переносные дефектоскопы и т.д.) и отвечающих за своевременное обнаружение опасных дефектов рельсов, а в конечном счете - за безопасность движения поездов.

В приказе МПС 2-Ц3 от 25 февраля 1997 г.

"О совершенствовании системы контроля рельсов средствами дефектоскопии" предусмотрено внедрение в каждом цехе дефектоскопии, в дорожно-технических школах и в дорожных лабораториях дефектоскопии компьютерных тренажеров .

Авторы надеются, что предлагаемые материалы станут одной из первых специальных программ, широко используемых в повседневной практике всеми, кто занят дефектоскопией рельсов (операторами дефектоскопных средств, наладчиками, мастерами участков и др.).

Данный электронный учебник может быть использован как при первоначальном обучении операторов, так и при периодическом повышении их квалификации. Раздел "Особенности УЗ контроля рельсов " будет весьма полезен при проведении ежемесячной технической учебы работников участков дефектоскопии.

В обучающей программе рассмотрены: классификация дефектов в соответствии с действующей НТД, физические основы УЗ дефектоскопии рельсов, методы, применяемые для контроля ж/д рельсов, и подробно продемонстрированы особенности контроля отдельных сечений и зон (болтовых и сварных стыков, головки, шейки и подошвы) рельсов как в пути, так и на рельсосварочных предприятиях.

Основные положения о системе неразрушающего контроля (НК) рельсов в соответствии с приказом 2-Ц3 представлены в виде, удобном для использования руководителями отдельных подразделений НК рельсов: участков дефектоскопии при ПЧ, автомотрис дефектоскопных, вагонов-дефектоскопов, РСП и дорожных лабораторий.

Представленные в обучающей программе материалы базируются на работах основоположников отечественной рельсовой дефектоскопии: проф., д.т.н. А.К. Гурвича, к.т.н. В. Б. Козлова, с.н.с . Л. И. Кузьминой, отраслевых институтов (ВНИИЖТа, НИИ мостов ПГУПС) , на опыте линейных работников, а также на оригинальных работах авторов. В программе учтены требования нормативных документов ЦП МПС, ГОСТа 18576-85 "Контроль неразрушающий. Рельсы железнодорожные. Методы ультразвуковые".

Применение разработанной авторами оригинальной методики представления излагаемых в программе сведений позволило " оживить" скучный, на первый взгляд, материал посредством цвета, звука и движения, что существенно повышает наглядность его представления и, безусловно, улучшает восприятие достаточно сложных вопросов дефектоскопии. Текстовые материалы иллюстрируются динамичными рисунками, наглядно демонстрирующими распространение упругих колебаний в металле рельса, их переотражения от внутренних поверхностей рельсового сечения и от дефектов различного происхождения. Пользователь имеет возможность детально рассмотреть каждую несплошность в объеме со всех сторон, поворачивая, удаляя и приближая рельс на экране, и запомнить ее код по каталогу дефектов НТД/ЦП-2-93.

В программу включены вопросы, возникающие в реальных ситуациях при контроле рельсов, дан необходимый минимум теоретических сведений, без знания которых немыслимы эффективная эксплуатация любых средств дефектоскопии (в том числе автомотрис дефектоскопных типа АМД-1 или АМД-2 и вагонов-дефектоскопов) и обоснованное принятие решения о дефектности контролируемого рельса. Кроме того, представлены самые новые способы контроля, еще не опубликованные в доступной литературе, но уже достаточно широко внедряемые на ряде железных дорог.

У программы простой, дружественный интерфейс, поэтому пользователю не обязательно иметь опыт работы с компьютером. Предусмотрена возможность изменения цветовой палитры изображений. По желанию оператора можно пользоваться только манипулятором типа "мышь" или клавиатурой.

В первом томе энциклопедии предусмотрен только режим обучения ("электронный учебник"). Режимы "тренажера " и " экзамена" по данному материалу будут предложены в виде приложения позднее.

Запланированы следующие тома Энциклопедии рельсовой дефектоскопии под названиями:

Авторы программы, доценты двух Петербургских государственных университетов (Путей сообщения и Балтийского технического), имея большой опыт как по разработке и внедрению средств неразрушающего контроля, так и по подготовке кадров различного уровня (операторы, студенты, инженеры на курсах повышения квалификации) надеются, что предлагаемый материал будет полезен всем (от помощника оператора до ПЧ), кто занимается дефектоскопией рельсов, обеспечивая безопасность движения поездов.

Мы искренно надеемся, что работа с нашей программой окажется для Вас приятной и полезной. Со своей стороны, мы заранее приносим извинения за возможные огрехи и опечатки. Мы всегда открыты для доброжелательной критики, а потому ждем Ваших замечаний и предложений, которые мы непременно учтем в следующих версиях данного тома и в последующих томах энциклопедии.

Вверх

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1. О ПРОГРАММЕ

1.1. Сведения об авторах программы и о порядке ее поставки
1.2. Назначение программы
1.3. Содержание программы
1.4. Инструкция по работе с программой

2. ДЕФЕКТЫ, ОБНАРУЖИВАЕМЫЕ У.З. МЕТОДАМИ

2.1. Кодовые обозначения дефектов рельсов
2.2. Дефекты 1-й группы
2.3. Дефекты 2-й группы
2.4. Дефекты 3-й группы
2.5. Дефекты 5-й группы
2.6. Дефекты 6-й группы
2.7. Дефекты 7-й группы

3. ФИЗИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЗ ДЕФЕКТОСКОПИИ РЕЛЬСОВ

3.1. Средства для неразрушающего контроля рельсов
3.2. Ультразвуковые волны. Продольные и сдвиговые колебания

3.2.1. Характеристики у.з. колебаний
3.2.2. Продольные волны
3.2.3. Поперечные (сдвиговые) волны
3.3. Возбуждение и прием УЗ колебаний
3.3.1. Понятие о пьезоэффекте.
3.3.2. Понятие о резонансе.
3.3.3. Понятие о добротности.
3.3.4. Понятие о направленности.
3.4. Свойства УЗ колебаний
3.4.1. Затухание УЗ колебаний
3.4.2. Отражение УЗ колебаний
3.4.3. Преломление и трансформация УЗ колебаний
3.5. Импульсный режим излучения УЗ колебаний

4. МЕТОДЫ УЗ ДЕФЕКТОСКОПИИ ПРИ КОНТРОЛЕ РЕЛЬСОВ

4.1. Классификация методов УЗ контроля
4.2. Эхо-метод ультразвукового контроля
4.3. Теневой и зеркально-теневой методы ультразвукового контроля
4.4. Зеркальный метод УЗ контроля
4.5. Дельта-метод УЗ контроля
4.6. Отраслевые стандартные образцы

4.6.1. Стандартный образец СО-1
4.6.2. Стандартный образец СО-1P
4.6.3. Стандартный образец СО-2
4.6.4. Стандартный образец СО-3
4.6.5. Стандартный образец СО-3Р
4.7. Настройка параметров контроля
4.7.1. Точка выхода луча
4.7.2. Угол ввода луча
4.7.3. Мертвая зона
4.7.4. Точность работы глубиномера
4.7.5. Условная чувствительность
4.7.6. Минимальный условный размер
4.7.7. Частота у.з. колебаний
4.7.8. Длительность зондирующего импульса
4.7.9. Заключение
4.8. Приложение: Децибелы.

5. ОСОБЕННОСТИ УЗ КОНТРОЛЯ РЕЛЬСОВ

5.1. Введение
5.2. Контроль головки рельса

5.2.1. Распространение УЗК в головке
5.2.1.1. Дефекты головки рельса.
5.2.1.2. Ввод и распространение у.з. колебаний в головке рельса.
5.2.1.3. Основная схема прозвучивания.
5.2.2. Обнаружение поперечных трещин
5.2.2.1. Обнаружение поперечных трещин в головке рельса с помощью преобразователя с углом ввода 70 градусов.
5.2.2.2. У.З. контроль нерабочей грани головки рельса.
5.2.2.3. Уточнение дефектного сечения головки рельса с помощью ручных преобразователей.
5.2.2.4. Обнаружение и уточнение размеров дефекта 21.2.H
5.2.3. Зеркальный метод контроля
5.2.4. Формирование сигналов от типовых дефектов
5.3. Контроль шейки и подошвы рельса в зоне основного металла
5.3.1. Особенности у.з. контроля шейки и подошвы рельса в зоне основного металла
5.3.2. Формирование сигналов от типовых дефектов
5.4.Контроль болтового стыка
5.4.1. У.з. контроль рельса в зоне болтового стыка
5.4.2. Формирование сигналов от типовых дефектов
5.5. Ультразвуковая дефектоскопия сварных стыков в рельсе
5.5.1. Дефекты сварных стыков
5.5.2. Контроль сварных стыков на РСП (Обязанности дефектоскописта, проведение контроля, общие рекомендации, методика контроля: установка длительности развертки; контроль подошвы, шейки рельса сбоку и головки; контроль шейки и участка подошвы под шейкой с поверхности катания; измерение координат дефекта; оценка качества сварных стыков рельсов и оформление результатов контроля.)
5.5.3. Контроль сварных стыков в пути
5.6. Заключение

6. ПРИКАЗ N 2-Ц 3

6.1. Приказ N 2-Ц3
6.2.Общие положения;
6.3. Периодичность контроля
6.4. Участок дефектоскопии
6.5. Дефектоскопная автомотриса (АМД)
6.6. Съемные и переносные дефектоскопы
6.7. Вагоны-дефектоскопы
6.8. Дорожная лаборатория дефектоскопии
6.9. Рельсосварочные поезда (РСП)
6.10. Права и проверка знаний операторов

7. НАСТРОЙКА ЦВЕТОВ

Вверх

ИНСТРУКЦИЯ ПО РАБОТЕ С ПРОГРАММОЙ

1. Запуск программы.

Запуск программы производится набором в командной строке имени программы ENCDEF1.EXE и нажатием клавиши ENTER. При этом на экране появляется цветная картинка с полным названием программы. При нажатии на клавиатуре любой из клавиш программа переходит в главное меню , представляющее собой набор из восьми эллипсов с названиями разделов программы. Один из них выделен по краю жирной красной линией (при первом входе в программу это будет эллипс, находящийся в левом верхнем углу экрана c надписью внутри "О программе"). Выделенный таким образом пункт главного меню является активным и при нажатии клавиши ENTER будет раскрыт.

ПРИМЕЧАНИЕ: Управление работой программы может производиться как с клавиатуры, так и посредством манипулятора "мышь". Поэтому описания всех действий с программой производятся для обоих случаев.

2. Выбор требуемого пункта главного меню.

а) при использовании манипулятора "мышь".

Поместить указатель мыши на требуемый пункт главного меню (внутрь эллипса с требуемым названием раздела) и нажать на ее левую клавишу. При этом выбранный эллипс по краю будет очерчен жирной красной линией и, следовательно, данный пункт главного меню станет активным .

б) при использовании клавиатуры.

Клавишами управления курсором (вправо и влево) переместить жирную красную линию на эллипс с названием требуемого раздела программы. При этом данный пункт главного меню станет активным .

3. Переход в подменю первого уровня.

а) при использовании манипулятора "мышь".

Поместить указатель мыши на активный (выделенный жирной красной линией) пункт главного меню и нажать на ее левую клавишу. При этом раскроется окно, содержащее пункты подменю первого уровня. Верхний пункт подменю выделен цветом. Выделение пункта подменю цветом означает, что он является активным.

б) при использовании клавиатуры.

Нажать клавишу ENTER. При этом на месте выбранного ранее пункта главного меню раскроется окно, содержащее пункты подменю первого уровня . Верхний пункт подменю выделен цветом. Выделение пункта подменю цветом означает, что он является активным.

4. Выбор требуемого пункта в подменю .

а) при использовании манипулятора "мышь".

Поместить указатель мыши на требуемый пункт подменю первого уровня и нажать на ее левую клавишу. При этом данный пункт изменит свой цвет, то есть станет активным.

б) при использовании клавиатуры.

Клавишами управления курсором (вверх и вниз) переместить выделение цветом на требуемый пункт подменю второго уровня . При этом данный пункт станет активным.

5. Активизация выбранного пункта подменю.

а) при использовании манипулятора "мышь".

Поместить указатель мыши на активный (выделенный цветом) пункт подменю и нажать на ее левую клавишу. Если данный пункт подменю не содержит в себе подменю второго уровня, то при этом раскроется информационное окно с содержанием данного пункта. В противном случае раскроется окно с пунктами подменю второго уровня. Выбор и активизация пунктов подменю второго уровня производятся аналогично первому.

б) при использовании клавиатуры.

Нажать клавишу ENTER. При этом, если активный в этот момент пункт подменю первого уровня не содержит в себе подменю второго уровня, то раскроется информационное окно с содержанием данного пункта. В противном случае раскроется окно с пунктами подменю второго уровня. Выбор и активизация пунктов подменю второго уровня производятся аналогично первому.

Дальнейшие сведения о работе с программой содержатся в самой программе и в ее демонстрационной версии. Для ознакомления с ними необходимо, указанным выше образом, открыть информационное окно, выбрав пункт меню "О программе / Инструкция по работе с программой."

Вверх

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ ПРОГРАММЫ

Авторы программы:

МАРКОВ А. А., к.т.н., доцент.

ШПАГИН Д. А., к.т.н., доцент.

Программное обеспечение и методика представления динамичных рисунков:

ФЕДОРЕНКО С. В.

Вверх

УСЛОВИЯ ПОСТАВКИ РАБОЧЕЙ ВЕРСИИ ПРОГРАММЫ

Данная обучающая программа по желанию потребителя может быть поставлена в виде комплекта из четырех инсталляционных дискет для установки ее на жесткий диск имеющегося у потребителя компьютера, либо поставлена в виде аппаратно-программного комплекса - компьютера (согласованной с потребителем конфигурации) и, инсталлированной на нем данной обучающей программой, а также (по желанию потребителя) другого программного обеспечения.

При установке программы производится регистрация пользователя с выдачей ему индивидуального регистрационного номера . Зарегистрированные пользователи программы имеют право на существенную скидку при замене устаревшей версии данной программы на новую и при приобретении последующих программ из серии "Энциклопедия рельсовой дефектоскопии".

Минимальные требования к компьютеру, при которых еще возможна установка и эксплуатация данной программы:

При данной конфигурации ПЭВМ программа будет работать, однако раскрытие информационных окон, их скроллинг и перемещение элементов подвижных рисунков будут происходить крайне медленно, утомляя пользователя. Кроме того, применение монохромного монитора может скрыть выделенные цветом важные детали текста и рисунков.

Поэтому для нормальной работы программы рекомендуется ее установка на ПЭВМ со следующей рекомендуемой конфигурацией:

Для нормальной работы программа требует НЕ МЕНЕЕ 580 Кб основной оперативной памяти. Для этого в памяти компьютера должны находиться только самые необходимые резидентные программы. Программа работает в операционной среде MS-DOS версии 6.0 или более новой, однако, может запускаться в среде Microsoft Windows 3.11 или Microsoft Windows 95 в полноэкранном режиме.

Заявки на приобретение данной программы и/или программно-аппаратного комплекса следует направлять по адресу:

г. Санкт-Петербург, 196070,

Абонементный ящик 317,

факс: (812) 312-2136, бокс 688.

E-mail kedrbgtu@chat.ru

По этому же адресу следует присылать предложения и замечания по оформлению и содержанию настоящей программы с тем, чтобы авторы могли их учесть при работе над ее последующими версиями, а также предложения по содержанию других томов " Энциклопедии рельсовой дефектоскопии".

Вверх

ДЕМОНСТРАЦИОННАЯ ВЕРСИЯ ПРОГРАММЫ

Демонстрационная версия обновленной обучающей программы "Основы ультразвуковой дефектоскопии рельсов " позволяет получить представление о характере подачи материала в основной (рабочей) версии и о ее содержании. В ней представлены все виды, используемых в основной версии программы, динамических рисунков. Пункты меню демонстрационной версии, содержащие не пустые информационные окна, помечены звездочкой . Объем архивного файла демонстрационной версии составляет 865,145 Kb.

Архивный файл ENCDEMO.ZIP содержит в себе три файла: install.exe, encdemo.001, read.me. Первый файл install.exe служит для установки демонстрационной версии программы на жесткий диск,. второй - encdemo.001 содержит в себе собственно программу, а в третьем - read.me приводится подробная инструкция по установке программы.

Загрузить к себе на диск демонстрационную версию программы можете отсюда.

Вверх

 

По всем вопросам обращайтесь по E-mail kedrbgtu@chat.ru

Главная страница | Гостевая книга | Компьютерные обучающие программы

Aport Ranker